serj_sven - Неофициальный блог Сержа Свена (serj_sven) wrote in socionavts,
serj_sven - Неофициальный блог Сержа Свена
serj_sven
socionavts

  • Mood:

В красный день календаря

...вывешиваю свою статью об экстремизме (и ксенофобии иже с ним). По-моему, очень своевременно.

Особо жду откликов... от кого? Ну конечно же, от доктора amoro1959!</lj>



Молодежная ксенофобия и экстремизм как игры идентичности

Проблема ксенофобских и экстремистских социальных настроений в среде российской молодежи растет из нескольких «корней», каждый из которых заслуживает отдельного и глубокого анализа. К таким «корням» следует отнести проблематичность жизненных перспектив для значительной части молодых людей, не имеющих достаточных финансовых возможностей для получения хорошего образования; отсутствие социального престижа и связанных с ним жизненных благ у целого ряда общественно значимых родов занятий и профессий, с которыми связываются жизненные стратегии многих представителей молодого поколения; невостребованность молодежи в социетальном масштабе, явный недостаток больших и малых социальных проектов, в которых значительное количество молодых людей могли бы «найти себя» и реализовать свою творческую энергию, интересы и способности. Тем не менее, мы, вслед за А. Тарасовым, склонны не выделять эту группу актуальнейших проблем в категорию «собственно молодежных», поскольку они являются проблемами «образа жизни тяжело больного общества» и требуют мер, направленных не столько на молодежь, сколько на оздоровление социальной среды в целом. Ближе к ювенологической категории, на наш взгляд, стоит другая группа проблем, носящая не социально-институциональный, а социально-культурный характер.
Молодежный возраст – время окончательного формирования и закрепления социальной, культурной и личностной идентичности человека, оформления его «габитуса», от которого всю последующую жизнь будет зависеть траектория его социальных действий и поступков. Окончательный выбор ценностных приоритетов, жизненных принципов и установок практического поведения определяется именно идентичностью – т.е. тем набором устойчивых типических смыслообразов и их легитимаций, посредством которых человек определяет самого себя. И в этой связи склонность к экстремистскому и ксенофобскому образу мыслей и действий, так же как и неприятие их, непосредственно вытекает из «карты идентичности» личности.
Что и как сегодня формирует идентичность?
В значительной степени современному молодому человеку свойственно ощущение внутреннего «вакуума», неопределенности: «Я не знаю, кто я…», усиливаемое нынешней «текучестью устоев», но изначально вызываемое ощущением недостаточности привычных повседневных ролей: «сын», «дочь», «школьник», «студент», член группы (секции, кружка, студии, клуба, компании) и т.д. Молодому человеку зачастую хочется быть большим, чем он есть, чем ему предлагают наличные обыденные схемы базовых социальных отношений. За удовлетворением этой важной, смысложизненной в своей основе потребности он обращается к культуре. Культура в данном случае понимается как «предельно обобщенные ценностно-нормативные образцы, фигурирующие как условные, т.е. так или иначе принятые индивидом в качестве значимых и тем самым действующие на правах реальных» . Культура, которая, в отличие от «традиции», не является символическим прототипом (и в этой связи «двойником») реальной наличной социальности, но создает ситуацию символической избыточности, дает выход из тесного пространства скучной реальности в новые миры, гораздо более яркие и многообразные, чем повседневность, а главное – дающие возможность «расширенной», хотя и виртуальной, самореализации, выбора и творчества, так или иначе ограниченную в «обычной жизни».
Здесь можно говорить о двух базовых факторах формирования идентичности молодого человека: социальном, представленном реальными схемами отношений со значимыми другими, и культурном – представленном символами, «свободно парящими» в виртуальном пространстве массовых коммуникаций и произвольно выбираемыми личностью по своему вкусу. Взаимодействие между этими факторами может складываться по-разному, в диапазоне от полного противодействия до полной синергии и от доминирования первой до доминирования второй.
В системе социального действия Т. Парсонса переходным звеном между его социальной и культурной подсистемами выступает «паттерн» – глубоко интернализированный субъектом образец действия, переводящий культурные смыслы в план общепринятых практик. Доминирование социального или культурного факторов сопряжено с их влиянием на этот образец. Доминирование социальности над культурой создает ситуацию, когда культура влияет на паттерн очень слабо, и он определяется непосредственно социальностью. Эта ситуация близка к «традиционному» состоянию общественных отношений – когда идентичность человека идет «от жизни», и он мало что к ней добавляет. Воспринимаемые человеком культурные потоки в этом случае тоже всецело подчиняются логике социальности, либо отсеиваясь как «ненужное для жизни», либо выполняя вспомогательные функции (развлечения, отдыха, дополнительной легитимации существующих устоев и т.д.). Здесь все зависит от качества социальности: если она изначально конструктивна, мало подвержена девиациям, то в целом такая среда будет формировать нормальную конструктивную идентичность, хотя и «не обремененную» высоким уровнем культуры.
Напротив, доминирование культуры над социальностью приводит к большим или меньшим трансформациям паттерна под влиянием активного или пассивного «конструирования» личностью ряда базовых схем социального знания. Здесь идентичность личности идет уже во многом не от фундаментальных норм социальности, впитанных ею «с молоком матери», а от «идолов и идеалов» из потока массовых коммуникаций, соотнесенность которых с первичной реальностью социальных отношений может варьироваться очень сильно. Такая ситуация связана с новыми возможностями развития общества через появление и утверждение в нем новых жизненных стилей , но и чревата рисками конструирования деструктивной идентичности в случае соответствующего выбора.
В этой связи мы утверждаем, что современные молодежные экстремизм и ксенофобия являются преимущественно культурными по происхождению феноменами, связанным с формированием и утверждением идентичности через культурное творчество, – при том, что важной предпосылкой, направляющей это творчество в деструктивное русло, может выступать деградация социальности. Но это необязательно.
Механизм культурной «игры идентичности» легче показать на примере ксенофобии, как явления более простого. Ксенофобия – это негативная социально-психологическая реакция на «чужих», в качестве которых обычно выступают представители других национальностей, религиозных и культурных традиций. В ситуациях социокультурного кризиса обычно на поверхность «всплывают» глубинные архаичные версии идентичностей – прежде всего этнические или квазирелигиозные. Человек, еще вчера исходивший из незыблемого «я – гражданин Советского Союза», теперь бросается с головой в то, что «я – чеченец (украинец, татарин, казах, грузин) и начинает активно и неразборчиво впитывать и культивировать разнообразную символику, подтверждающую эту «новую» идентичность. Но ее утверждение лежит в плоскости бинарной логики, оно всегда сопряжено с отрицанием, отталкиванием от других этнических (религиозных) групп, которые сразу ассоциируются со стереотипом «чужого» – странного/непонятного/опасного/неприятного/худшего по определению. А подростки с их максимализмом, как утверждают социологи, «очень чувствительны к «этническим» нюансам. Собственная национальность для подавляющего большинства из них имеет очень важное значение» . Отсюда – все те или иные степени и проявления ксенофобии, от неприязненных взглядов и реплик («Понаехали тут!») до покушений на убийство людей с определенными чертами лица и цветом кожи.
Экстремизм, понимаемый как «форма радикального отрицания существующих в государстве общественных норм и правил» – явление более сложное, предполагающее развитую идеологию и элементы структурной групповой самоорганизации. Тем не менее культурный механизм его воспроизводства, как представляется, в принципе тот же.
Практика показывает, что экстремистами сегодня становятся не только обездоленные, но и молодые люди «из хороших семей», получившие добротное образование и имеющие неплохой «стартовый капитал» в социальном плане. Мотивации ухода в экстремизм в данном случае могут носить двоякий характер. В первом случае они преимущественно витальны: молодому человеку не хватает остроты ощущений, романтики, силы переживаний – того, что обозначается емким словом «адреналин». Сегодняшнее массовое увлечение молодежи и не только молодежи разного рода «экстримом» – это, с одной стороны, индикатор, а с другой – канал для реализации данной потребности в относительно приемлемых для общества формах. Риск перехода «экстрима» в экстремизм, с нашей точки зрения, связан с двумя факторами: подпаданием молодого человека под влияние сильного антиобщественно настроенного лидера или/и подпаданием под влияние определенного рода доктрины либо социального настроения. «Классический» случай – увлечение молодых людей сатанизмом и тяготеющими к нему стилевыми поветриями («эмо», «готы»), в ряде случаев приводящее к десоциализации, психическим расстройствам и совершению страшных преступлений .
Во втором случае – при более зрелой и осмысленной личностной позиции – предпосылкой ухода в экстремизм может послужить неудовлетворенная потребность человека в жизненной самореализации «по большому счету». Говоря словами старой песни, желают такие ребята «своими руками историю делать». Но метанарративы нашей социальной жизни разрушены, и максимум, что сегодня предлагается «свыше» на уровне одобряемой идеологии – это идеал самодовольного «успешного» типа, сытно чавкающего у той или иной «кормушки». В глянцево-рекламном варианте такой «обобщенный другой» может иметь также признаки «трудоголика», человека одаренного, профессионала, иногда даже культурного, и зачастую – хорошего семьянина, но опыт реальной жизни говорит, что все это второ- и третьестепенно, поскольку отнюдь не сами по себе данные качества сегодня определяют получение благосостояния и общественного признания. Вследствие этого, как отмечают социологи, «У респондентов нет представлений о биографическом проекте, который однозначно соответствовал бы понятию успеха, иллюстрировал его, как нет представлений и о линии жизни, которая однозначно приводила бы к успеху» . Успех – важнейшая социализационная категория – сегодня расщеплена и девальвирована, оторвана от какого бы то ни было высокого идеализма, от подлинно социальных ориентиров и низведена до пошлых слабоумных клише в духе «главное – чтобы «бабки» были».
Естественно, что человеку мыслящему и меряющему себя серьезной духовной меркой долго следовать таким «ориентирам» просто невозможно, и он ищет себе идеал и биографический проект в иных измерениях, обещающих ему возможность ощутить себя полноценным историческим субъектом. И такой человек, отталкиваясь от пошлости расхожих версий «успешности» со всей силой подросткового и юношеского максимализма, находит его – не в последнюю очередь – в той или иной версии идеологии экстремизма, дающего возможность «делать историю», хотя и с черного хода.
Здесь молодой человек осознанно бросается с головой в некую доктрину, утверждающую и подкрепляющую его новую «героическую» идентичность. Он тщательно, осмысленно и «со вкусом» ищет и отбирает символы, образцы и идеи, из которых выстраивается его новый «Я – образ». И это сопряжено с отрицанием и отторжением уже не какой-то группы, маркируемой как «чужие», но всего социального порядка, позиционируемого им (и здесь уже не важно, справедливо или нет) как ненормальный и подлежащий исправлению любыми средствами, вплоть до «могилы». Отрицая «ползучую антисоциальность» торжествующих сегодня в обществе эгоизма, коррупции и архаичного культа силы, он не замечает, как порабощается последним из них и поворачивает оружие против социальной нормы как таковой – того, что призван защищать. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…»
Казалось бы, подобные социальные настроения – очередная игра с примериванием масок, которая в силу своей инфантильной природы не может быть опасна. Но идентичность имеет свойство закрепляться на уровне паттерна мышления и поведения, и в какой-то момент человек оказывается уже не свободным «творцом себя» (self-made – тоже весьма модное сегодня понятие), а субъектом, подчиненным логике этой идентичности. И если ее идеология носит характер жесткий и тоталитарный, либо молодой человек успевает вступить в соответствующее объединение единомышленников, где культурные символы получают социальное подкрепление, либо он подпадает под идейно-психологическое влияние мощного лидера, то у него есть все шансы от мыслей и эмоций перейти к делу. Это тот случай, когда «высокие» культурные смыслы, взращенные человеком в своей душе, оборачиваются против социальности, разрушая ее иной раз в самом буквальном значении.
Таким образом, проблема ксенофобии и экстремизма молодежи в современном обществе, имея предпосылки в глубинном кризисе социальности, носит, на наш взгляд, социокультурный характер. Она возникает из характерной для подросткового и юношеского возраста игры идентичности, когда молодой человек увлеченно «примеряет» на себя различные «маски», доступные благодаря массовой культурной коммуникации, что удовлетворяет его потребность в необходимых для самореализации символах и смыслах. Ксенофобские настроения связаны, в первую очередь, с чрезмерным увлечением личности конструированием своей этнической или квазирелигиозной идентичности. Экстремистские ориентации носят интегральный смысложизненный характер и связаны с поиском полноты и насыщенности жизни в сочетании с высокими, сверхценными идеями. Парадокс и трагедия такого экстремизма состоит в том, что, рождаясь как протест против искажения нормальной социальности человеческих отношений девиантными и деструктивными образцами и практиками, он в итоге оборачивается против нормы. Ударяя не по болезням общества, а по самому обществу, экстремистская идеология и деятельность усугубляет его кризисное состояние и осложняет разрешение его насущных проблем.

Сергей Лебедев
Tags: Размышлизмы, Сумерки морали
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments